Бизнес-тренеров сейчас много. Желающих ими стать — еще больше.
Даже не вдаваясь в тонкости использования термина «бизнес-тренер», а коснувшись исключительно функционала, хочется сказать, что многие желающие слабо представляют, что включает в себя работа тренера, кроме возможности покрасоваться перед группой взрослых людей.

Итак, что вообще делает (а, соответственно, должен уметь) тренер?

  • Разрабатывает тренинговые программы. Даже если он внутренний, периодически ему необходимо предлагать новые либо корректировать уже существующие программы. А это значит, что он: ставит цели и задачи, собирает и анализирует материал, создает методичку, рассчитывает тайминг, подбирает/придумывает упражнения и различные виды активностей, готовит материал для их реализации (карточки, кейсы и т.п.).
  • Готовит раздаточные материалы (рабочую тетрадь, презентацию) для участников. А это значит: снова собирает информацию, оценивает ее приоритетность, создает модели и схемы (или выбирает существующие), оформляет визуально (строит таблицы, подбирает шрифты и картинки, помогающие восприятию), контролирует удобство использования раздатки.
  • Делает предтренинговую оценку. А это значит: собирает и анализирует запросы самих участников (опросом или анкетированием), интервьюирует внутреннего или внешнего заказчика, часто участвует в аттестациях, ассессмент-центре или других оценочных и диагностических мероприятиях.
  • Оценивает участников в процессе тренинга. А это значит, что он: хорошо ориентируется во внешних проявлениях поведения (в частности, невербалике), наблюдает за выделенными участниками (либо за каждым) на протяжении тренинга, отмечает важные детали, сравнивает участников между собой, успевает делать пометки (желательно незаметно для группы), «вытаскивает» на упражнения неактивных участников, чтобы получить возможность оценить и их мотивацию и навыки, сравнивает участников между собой, дает экспертную оценку их знаний и навыков в теме.
  • Готовит и презентует заказчику (снова внешнему или внутреннему) отчет по итогам тренинга, а значит: обобщает и анализирует информацию, полученную во время наблюдения в тренинге, выделяет главное, подбирает корректные формулировки для описания, дает подробные рекомендации по людям (а внутренний — часто еще и выстраивает рейтинги и принимает решения о том, кто останется работать в компании, а с кем стоит расстаться).
  • Периодически организует и проводит посттренинг и контролирует результаты обучения, но эти функции, пожалуй, пока оставим за скобками как дополнительные.

А кроме всего перечисленного, тренер проводит тренинг.

А значит, кроме вещания:

— Целый день (а часто несколько подряд) находится в основном на ногах, перемещается и находится в тонусе.

— Организует пространство.

— Четко, крупно и лаконично пишет на доске или флипчарте.

— Ведет диалог с группой.

— Регулирует темп и сложность подачи информации, ориентируясь на участников.

— Отвечает на неудобные вопросы (в том числе на те, на которые не знает ответа).

— Поддерживает и вдохновляет.

— Переводит свои собственные слова (или слова коллеги при работе в паре) с русского на русский для разных участников.

— Решает конфликтные ситуации между участниками и иногда с участниками.

— Быстро саморегулируется.

— Ставит задачи (инструктирует).

— Дает обратную связь.

— Принимает критику в свой адрес (причем в онлайне, без возможности выйти в другое помещение и поплакать ;)).

— Следит за временем, укладывается в тайминг.

— «Раскачивает» молчунов.

— Успокаивает «говорунов».

— Регулярно уходит на второй план, давая работать группе.

— Следует программе и одновременно импровизирует.

В общем, делает многосоставную, сложную и нужную работу, которая только на первый взгляд исключительно легка и привлекательна.