В последнее время участившиеся вопросы на тему «А вы будете только рассказывать, или участники будут еще сами что-то делать?» (что самое удивительное, в том числе от не новых и неоднократно проходивших тренинги клиентов в том числе), натолкнули меня на мысль написать, что обычно бывает на бизнес-тренинге.

  • Лекция.
Лекция как компонент тренинга возникает почти всегда, так как информацию/схемы/алгоритмы для участников важно донести. Чаще всего лекция на тренинге — короткая по времени и весьма интерактивная (проходит в постоянном диалоге с группой), насыщена практическими примерами и сопровождается визуальным рядом (схемами, таблицами, картинками, пошаговыми алгоритмами и пр.). Участники в это время работают с раздаточным материалом, фиксируя информацию или дополняя теорию примерами.
  • Мотивационный спич.
Иногда лекция дополняется (значительно реже — заменяется) обращением ведущего, ориентированным не на передачу информации, а на изменение отношения участников к теме, их вдохновление, повышение настроя, снятие негатива к чему-то или кому-то, в общем, на работу скорее с установками.
  • Мозговой штурм (или другие похожие способы фасилитации).
В этом типе активности участники набрасывают свои мнения/идеи, касающиеся какого-то из вопросов тренинга, расширяя тем самым собственную «копилку» мыслей, приемов и инструментов в рамках темы. Мозговой штурм часто используется как введение в новую тему или для генерации конкретных решений в рамках уже изученной темы.
  • Обмен опытом.
Здесь ведущий просит в свободной форме или по какой-то схеме описать случаи из практики участников, обычно ориентируя их на выделение определенных блоков (ошибок, примененных приемов, особенностей клиента/подчиненного, последовательности шагов самого человека и пр.), для насыщения примерами какого-то теоретического блока или подводки к конкретному алгоритму, а также для утепления контакта в группе и дачи участниками обратной связи друг другу.
  • Самостоятельная работа.
Этот тип активности очень свойственен семинарам, где подчас идет обработка больших объемов информации, и на тренингах тоже возникает. Обычно самостоятельна работа используется в тех темах, где участникам был дан четкий алгоритм или формула, которую легко отразить и проверить в тексте. Собственно, обычно самостоятельная работа и подразумевает письменное упражнение в рабочей тетради с последующей демонстрацией получившихся результатов всей группе или подгруппе.
  • Упражнение в «аквариуме».
Суть такого упражнения в том, что один или несколько участников делают что-то перед группой, а все остальные смотрят, анализируют и дают обратную связь. Часто такой вид активности используется при проигрывании сделок (диалог продавец — покупатель), управленческих воздействий (диалог руководитель — подчиненный), в тренировке элементов ораторского искусства (выступление перед группой) и т.п., — то есть там, где есть коммуникация.
  • Работа в тройках.
Эта активность хороша тем, что в ней легко распределить роли: один участник — тот, кто тренирует навык, второй — «объект» его воздействия (подчиненный для руководителя, клиент для менеджера по продажам, недовольный посетитель для специалиста по отработке претензий и т.п.), третий — наблюдатель или аналитик, то есть тот, кто смотрит/слушает со стороны и по окончании дает обратную связь. Затем участники тройки меняются ролями, чтобы каждый поработал над отработкой своих навыков.
  • Работа в парах.
В этом случае участники пары обычно равнозначны и выполняют одну и ту же задачу (по очереди презентуют друг другу результаты самостоятельной работы или одновременно пытаются убедить друг друга в противоречащих точках зрения), либо вдвоем работают на общую задачу (см. Проектную работу). Этот тип активности работает на одновременное вовлечение всей группы в тестирование или отработку какого-то алгоритма или навыка.
  • Игра по ролям.
Здесь обычно задействуется вся группа, каждый из участников при этом получает описанную роль, которую он должен играть (например, все — сотрудники одной компании, но разных структурных подразделений, или все — разные клиенты одного и того же специалиста), при этом, кроме роли, у каждого есть еще и своя задача, которую в процессе игры надо выполнить (а выполняется она только при условии использования полученной на тренинге информации).
  • Симуляция какого-то процесса.
Отличие этого вида активности от предыдущего в том, что здесь основной акцент не на описанной роли каждого, а на конечной общей цели и процессе (например, группе нужно открыть бизнес с нуля или пройти все этапы производства и выхода на рынок нового продукта), соответственно, они уже сами определяются с ролями и степенью участия каждого.
  • Проектная работа.
В этом случае участники делятся на группы (в том числе тройки или пары), каждая из которых прорабатывает свой проект/создает продукт (в зависимости от специфики тренинга проекты/продукты могут быть разными — от стенгазеты до бизнес-плана) и затем защищает его перед жюри или другими подгруппами.
  • Творческая игра.
Этот вариант действий похож на предыдущий, но меньше снабжен правилами и процедурами. В процессе творческой игры участники обычно создают что-то новое или разыгрывают сценку, или сочиняют стихи/песни не для того, чтобы защитить свой продукт или победить конкурентов, а чтобы полученные знания были подкреплены позитивными эмоциями.
  • Энерджайзер.
Это упражнение, основная цель которого — встряхнуть участников, не дать им заскучать и засидеться. Энерджайзеры бывают разные — связанные с физической активностью, психогимнастические, интеллектуальные, часто они повторяют содержания небольших детских игр. В идеальном варианте содержание энерджайзера всё равно связано с темой тренинга, но иногда ведущие используют эти игрушки и просто так, если видят, что участникам стало скучно.
  • Элементы коучинга.
Обычно используются в формате вопросов ведущего, направленных на провокацию размышлений участников. Такие вопросы часто обращены к установкам, привычкам, причинно-следственным связям, и позволяют участникам с другой (непривычной) стороны взглянуть на привычные для них события и решения.
  • Соревнование.
Могут проходить в рамках индивидуального или группового зачета, и часто присоединяются к другим видам активности (например, проектной работе). Суть соревнования в тренинге, как и везде — обойти конкурентов и занять первое место (стать первым в рейтинге, заработать больше игровых денег или единиц репутации, набрать больше карточек и пр.). Соревнования чаще всего вводятся для повышение вовлеченности участников (через включение азарта) и/или демонстрацию того, как полученные знания/алгоритмы позволяют достичь большего результата.
  • Демонстрация.
В этом типе активности некий эксперт (им может быть сам ведущий, самый опытный участник, реже — специально приглашенный внешний человек) показывает, как правильно применять тот или иной навык и вести себя в конкретной ситуации. Большинство ведущих используют этот тип активности с ограничениями, так как справедливо полагают, что он мало чему учит. Хотя, помимо возможности покрасоваться (это в идеальном случае, так как в неидеальном «демонстратор», как и любой живой человек, может наделать ошибок и стать мишенью критики, а то и жесткого высмеивания), демонстрация вполне может использоваться для вдохновления участников, показа им разницы ошибочного/правильного подходов и их последствий, сдвиг с мертвой точки лояльности к теме и т.п. Для минимизации рисков часто используются заранее записанные ролики с тренером или актерами, которые и выполняют роль демонстрации.
Естественно, это только основные направления и виды активностей, каждая из которых может подразделяться на подвиды, подтипы и детализироваться. В любом случае, благодаря данному описанию, даже ни разу не становясь участником тренинга, вы можете хотя бы приблизительно представить, чем он отличается от обычной университетской лекции и тамошнего же семинара, и что ожидает вас и ваших сотрудников в процессе данного действа 🙂