Меня очень радуют путешествия, которые последнее время все чаще и приятнее совершаются в связи с моей работой или, точнее, с моим любимым делом. Вот и сейчас, с моим коллегой Александром Шомесовым (он – в качестве спикера, я – в качестве участника) мы приняли участие в конференции «Business Life 2012» в городе Брянске (новый для нас город :)).
Наблюдая целый день за рядом спикеров (в общей сложности их было больше десятка), всеми частями своего организма я ощущала, насколько по-разному выглядят на сцене тренеры и не-тренеры (а, например, представители банков-партнеров конференции, выходящие презентовать свой продукт). Сцена, ради справедливости надо сказать – прямо сцена, и зал на 437 человек, заполненный более чем наполовину.
Вот вроде все почти одинаково стоят, почти одинаково держат микрофон, все готовились и планировали свои выступления (не-тренеры точно), половина выступающих была с презентациями (из не-тренеров все, кроме одного), даже говорят вроде бы одними и теми же словами русского языка. А воспринимаются принципиально по-разному!
На тренерах интересно, весело, грустно, больно, зло, забавно, хочется писать, спорить, бежать что-то делать, кидаться тяжелыми предметами. Живо. На не-тренерах желания два: вырубиться или вырубить выступающего.
Управление голосом – разное. Точнее: тренеры рассказывают и общаются, моделируют интонации, громкость и темп, не-тренеры зачитывают голосом Левитана (даже если без бумажки).
Управление эмоциями – разное. Точнее: у тренеров оно есть (они жестикулируют, улыбаются и грустят, всевозможными невербальными и паравербальными способами передают свои чувства аудитории), у не-тренеров (вспомните голос Левитана) создается впечатление полного отсутствия каких-либо чувств в процессе вещания.
Управление телом – разное. Точнее: тренеры в большинстве своем расслаблены, не-тренеры заметно зажаты.
Выбор позиции на сцене – разный. Точнее: тренеры движутся и находятся в центре сцены, стремясь подойти к ее краю (для взаимодействия с публикой), не-тренеры забиваются в угол (в основном за кафедру), и все время стоят там.
Управление аудиторией – разное. Точнее: у тренеров оно есть (вопросы, отслеживание реакций и пр.), у не-тренеров отсутствует как класс.
И – да-да-да, у тренеров времени на выступление от получаса и больше, у не-тренеров по пять минут. У тренеров информационно насыщенные выступления, у не-тренеров – презентации продукта. Можно сделать на это скидку.
Можно.
Но – не буду. Из вредности.
Ибо выходили не рядовые девочки из оперзала, а руководители коммерческих отделов и управляющие филиалами. А это, простите, публичные люди. Которым управление аудиторией и поддержание с ней контакта обеспечивает достижение целей в принципе.
И еще потому, что такая разница наглядно показывает, насколько не «нечего делать» профессия тренера и спикера (оратора) и насколько не каждый может, прочитав две (или даже восемьдесят две) книги, таковыми стать.
Тренеры, любимые, несмотря на то, что у вас сейчас возникла немеряная гордость за себя, вам эта заметка о том, что многим из нас (и вас) есть много чего дорабатывать.
Не-тренеры (оттого не менее любимые), вам эта заметка о том, что, прежде чем называться тренерами, ораторами, спикерами, как минимум, потренируйтесь «на кошечках» 🙂
Комментарии:
отзывов (2)
Аноним пишет:
05 Дек 2012
А ещё есть недотренеры, недоспикеры. Учителя, которые в институтах проходили риторику (без практических занятий конечно), и от которых хочется бежать — чем быстрее, тем лучше!..
Анна Гулимова пишет:
05 Дек 2012
Ну, уважаемый Аноним, непрофессионализм в любой сфере печален)))) Здесь я больше имела в виду стремление лезть в кузов, не будучи груздем: типа, я вот главный бухгалтер со стажем, мне есть чем поделиться с молодыми начинающими девочками-бухами, буду теперь тренером по бухгалтерии!