Ехала вчера в маршрутке, в которой одна женщина очень эмоционально (а соответственно, громко) рассказывала другой о своей работе/работах/бизнесе. Очень много она проговорила моментов, которые свойственны собственникам и наемным работникам бизнеса.

Ну например:

«Я ей сказала — что это ты больная дома пятый день сидишь, это же твое дело! Хочешь денег — вставай и работай! Вот когда у меня было мое дело, я больная, с температурой, за 40 километров каждый день ездила! А сейчас я, конечно, работаю на тебя, но деньги зарабатываю для себя. А для тебя я деньги зарабатывать не собираюсь! Так что давай сама!»

И ведь действительно, многие бизнесмены считают, что только они (собственники) работают эффективно, так как только они заинтересованы в существовании и дальнейшем развитии бизнеса. А наемные сотрудники — в лучшем случае зарабатывают деньги для себя, а в худшем и просто ходят на работу из скуки. А соответственно, если так считают собственники (и, естественно, показывают это своими действиями и часто проговаривают словами), то именно так и ведут себя их сотрудники (еще бы, есть же собственник — он пусть и бегает!).

«Вот я помню, как было, когда я пришла. Все путала, забывала ценники выставлять, пудрой посыпала все подряд, потому что не помнила, какие посыпать пирожки, какие нет. И вот хозяйка пришла, один раз мне сказала — сиди тут хоть всю ночь заворачивай, но чтобы все пирожки завернула! А у меня не получалось совсем никак заворачивать, но тут как только она мне это сказала и ушла, у меня сразу получилось. Сразу научилась всему, не то что моя нынешняя сменщица!»

Тут тоже все типично: очень быстро сотрудники забывают, как тяжело им было по приходу научиться тому или иному действию, и, когда приходят новички, делают вид, что эти самые новички глупы до невозможности, а уж они-то в один день все выучили и всему научились! И подобная позиция очень сильно демотивирует новых сотрудников, а «зубры» наблюдают за этим процессом с необъяснимым удовлетворением (возможно, отыгрывая свое превосходство).

А еще интересен в этом пассаже момент задействования личной мотивации («сиди тут хоть до ночи, но чтобы завернула» — и сразу новая сотрудница всему научилась). То есть не только деньги работают, оказывается!

Все дальнейшее произносится ну очень возмущенным тоном: «Ну, я ей и говорю — что это за пирожки! Сверху он пышный, а откусываешь — внутри пустота! Начинки почти нет, не то что раньше мы готовили.  А пирожки-то у нас недешевые! Кто будет платить за кусок теста 28 рублей?!
А она мне такая: — Что, это тебе прям клиенты сказали???
А я ей: — Да, постоянные клиенты недовольны! Что я, молчать буду?! Я тебе все в лицо скажу! И ватрушки какие стали поганые!
А она мне: — Что, и про ватрушки клиенты сказали?!
А я ей: — А я сама раньше их себе на завтрак брала, что я, не вижу, что ли?!»

И действительно, обратная связь в наших компаниях воспринимается исключительно как критика. И дать обратную связь — значит, указать на минусы, причем желательно возмущенным тоном, чтоб уж точно «дошло». Вот только, воспринимая претензии в возмущенном тоне, человек соооовсем не хочет что-либо исправлять, а хочет только спорить и предъявлять претензии в ответ. А руководители потом удивляются, что же это сотрудники такие нелояльные…