На днях (04.10.2012) были «по обмену» участниками бизнес-завтрака в Калуге, проводимого коллегами – кадровым холдингом Анкор. Один из освещаемых вопросов в процессе завтрака: результаты исследования (опроса) среди менеджеров среднего звена российских и иностранных компаний (в сфере фармации, банковской, автомобильной и других сферах) на тему внедрения идей и инициатив сотрудников в компании.
Захотелось поделиться некоторыми фактами исследования и собственными мыслями на этот счет.
— У большинства компаний принято рассматривать инициативы работников (только 14% респондентов ответили, что в их организациях инициативы не рассматриваются категорически).
Принято-то принято… Главное, чтобы этот процесс не происходил по принципу, который я в шутку периодически озвучиваю на своих тренингах: «апелляции подавать можно… но рассматриваться они не будут». Часто вижу в организациях именно такой подход менеджмента (то есть идеи вы подавать можете, но наше дело их раскритиковать в пух и прах).
— Почти во всех сферах руководство с большим удовольствием рассматривает инициативы, которые детально проработаны и просчитаны финансово.
Было бы довольно странно, на мой взгляд, если бы в рамках бизнеса происходило наоборот (хотя еще несколько лет назад от подчиненных и просто идей добиться не могли, не то что просчитанных и обоснованных).
— Сфера IT-технологий как раз отличается, ибо в ней, напротив, руководители счастливы получить креативные идеи, которые совсем не обязательно четко просчитывать.
Закономерно. Ведь в столь быстро развивающихся инновационных сферах порой именно безумные идеи, а не сухие научные проекты выстреливают отличными бизнес-результатами.
— 90% опрошенных готовы предлагать свои идеи.
Какая чудесная цифра! Особенно если забыть, что все без исключения опрошенные – руководители среднего звена или линейные руководители. Это я к тому, что обычно руководителями становятся в принципе люди инициативные (и то у 10% из них инициатива отсыхает, видимо, с наработкой опыта), но вот необходимость в новых идеях часто существует как раз на уровне обычных, рядовых сотрудников (на производствах – рабочих), и инициативы миддл-менеджмента, таким образом, не решают вопроса непрерывного развития на местах.
— Менеджеры из банковской сферы обычно ожидают финансового вознаграждения за свои идеи и предложения, а фармацевты готовы давать их бесплатно.
Вот это удивили, так удивили 🙂 Причем не тем, что в банковской сфере хотят вознаграждения. Кстати, вовсе не потому, что там все сотрудники корыстные или что-то типа, а потому, что в банковской сфере обычно действительно поощряют (в том числе финансово) действия сотрудников, которые выгодны бизнесу. Ну и тем самым приучают их ожидать вознаграждения. Удивили тем, что самые бескорыстные – фармацевты. И снова не потому, что они какие-то там «продажные», а потому, что специалистов в этой сфере катастрофически не хватает (в отличие, например, от банковских работников), и потому они тщательно и детально выбирают, где работать, сравнивая условия и порой торгуясь. Хотя, может быть, они готовы продуцировать идеи бесплатно именно потому, что их и так неплохо кормят?..
— Около 50% идей воплощаются в реальность, причем ответственным за внедрение обычно является сам сотрудник, выдвинувший предложение.
Вот здесь особенно удалось позлорадствовать над очередной вариацией советского лозунга «инициатива наказуема», ибо лучший способ отбить желание проявляться у сотрудника, подающего классные идеи – заставить его эти идеи воплощать. Просто потому, что люди, могущие подавать яркие ценные идеи, и люди, умеющие планово и последовательно их реализовывать, — совершенно разные люди.
Вот так. Бизнес-завтрак прошел не зря.
Комментарии: