Несмотря на уже вроде бы развитую сферу потребления бизнес-тренингов как продукта, до сих пор нередко слышу от руководителей, отправляющих на тренинги сотрудников (чаще на открытые, но и на корпоративные тоже нередко) примерно следующее: А давайте я к вам заеду на часок, посмотрю, чему вы их там учите/как они там учатся!

У меня это вызывает очень разные чувства (безусловно, в зависимости от тона, посыла, — контекста, в общем) — от легкого недоумения до заметного раздражения.

Дело в том, что все намного легче и сложнее одновременно:

— Хотите посмотреть на работу тренера? Приходите на бесплатные/условно платные мероприятия: мини-тренинги, конференции, клубные встречи, которые проводят сейчас абсолютное большинство тренеров. Купите видеопродукт, назначьте встречу с тренером, в конце концов, посмотрите на него 🙂 За час и даже полтора (особенно если планируете прийти на начало тренинга, где происходит постановка задач и порой преодоление сопротивления) вы вряд ли на 100% оцените работу тренера. А кроме того, качественный тренер по-разному ведет разные группы.

— Хотите посмотреть, как учится ваш сотрудник/сотрудники? Закажите отчет, который, опять же, предоставляет большинство тренеров/компаний. Часто это дополнительный продукт, и он того стоит, потому что помимо описания поведения содержит еще рекомендации по развитию этого человека. Вы все равно за любой кусочек тренинга не увидите реального поведения подчиненного, так как при вас он будет себя вести так, как хочется вам, а не так, как ведет себя в процессе обучения без вас.

— Хотите посмотреть на программу? Изучите материалы, почитайте отзывы, свяжитесь с людьми, которые ее проходили, задайте уточняющие вопросы тренеру, запросите более подробный вариант программы. Попытка оценить программу по любому ее кусочку подобна оценке в притче про слепых и слона.

— Хотите посмотреть, кто ходит на подобные группы? Запросите перед тренингом (или даже после, так список будет точнее) список участников, с указанием статусов и компаний. Это также делает большинство тренеров/компаний. Вам просто нет смысла тратить свое время и напрягать группу разглядыванием и мучительными размышлениями на тему «что это было?..»

Так чего вы хотите?.. 😉