Мне как тренеру прекрасно знакомо и индивидуальное ведение тренинга, и ведение в паре. Наверное, мне повезло – с самого начала моей тренерской стажировки и до сих пор у меня была и есть масса возможностей работать и так, и так.
Вести тренинг в паре – очень забавное занятие. В нем есть огромные плюсы: например, когда один тренер слегка выдохся или не знает что сказать, включается второй (который до этого был чуть меньше вовлечен, а потому точно знает, что ответить или куда вывести группу в этот момент). Или когда участник борется с одним тренером, то чаще всего готов выслушать второго. А если два тренера – это мужчина и женщина, то снимается еще масса вопросов гендерного взаимодействия. Иногда мальчики не хотят понимать девочек или девочки мальчиков, а иногда, напротив, участники готовы принять только мнение ведущего противоположного пола. Второй тренер может сыграть клиента или подчиненного в кейсе (в зависимости от специфики тренинга), в то время как первый будет анализировать со стороны. Два тренера могут одновременно работать с двумя автономными подгруппами, никого не упуская из вида.
Ну и, конечно, наличие двух тренеров заметно повышает динамику процесса в целом. Два движущихся объекта, два разных голоса, два разных цветовых пятна, — все это помогает участникам тренинга не спать, а постоянно быть в тонусе.
Однако и минусов в парном ведении тоже не мало. Иногда тренеры немного или совсем не согласны друг с другом в каком-то вопросе, и каждый считает необходимым донести именно свое мнение до группы, а это приводит к перебиваниям и перекрикиванию друг друга. Или, сам того не замечая, один тренер теснит другого в угол или вовсе закрывает собой. А иногда один решает закончить за другого мысль, и заканчивает ее совершенно не в задуманном направлении, или раньше времени переходит на другую тему. А еще периодически включается стремление покрасоваться на фоне коллеги, блеснув иронией или умными словами, что ставит напарника в неловкое положение.
Казалось бы, чего проще – договорились заранее, кто что говорит, как стоит и где включается, кто какую тему берет на проработку, кто в какой роли находится. И действительно, договориться можно. И это даже не слишком сложная задача. Вот только когда доходит до дела – договоренности не всегда срабатывают. Ну, потому что мысль важную надо до группы донести, или коллеге «помочь» (вдруг не справится), или блеснуть самому (смотри выше :)).
Даже отрепетировать парное ведение не очень возможно, потому что группа часто задает совсем не те ситуации, которые прогнозируют сами тренеры. Точнее, отрепетировать можно невербальное поведение (кто, где и как стоит и как движется, чтобы не закрывать друг друга) и передачу теории в паре, но не спонтанные реакции. А вот учиться слышать друг друга можно (и нужно). И еще можно (и нужно) договариваться о незаметных группе знаках типа «сейчас я скажу, у меня есть ценная мысль» или «подожди, не переходи к другой теме» или «не перебивай». А еще можно (и нужно) для себя лично прорабатывать вопрос собственной ценности как ведущего, а еще работать со своими чувствами и нарабатывать навыки саморегуляции, а еще тренировать внимательность к запросам группы (которые позволят думать об участниках и результате, а не о том, кто из нас лучше выглядит – я или напарник).
А ведь если будут наработаны эти навыки, то выходить на парное ведение можно будет практически без специальной подготовки, без длительных репетиций, с любым тренером. Достаточно будет договориться, кто берет на себя какую часть теории и инструктирование к каким упражнениям, и в течение первого часа-полутора гармонично влиться в совместную работу с соведущим, значительно повышая эффективность тренинга для участников и снижая собственные энергозатраты.
Комментарии: