Вот и наступила священная пора судорожной подготовки новогодних корпоративов. А вместе с ней пошли и первые ласточки заказов командообразования, тренингов по управлению, бизнес-игр и прочих прекрасных развивающих вещей на конец декабря.

Как же понять, стоит ли смешивать мух с котлетами и вместе с праздником проводить «заодно» и бизнес-тренинг?

Предлагаю (как всегда) начать с цели. Чего вы хотите от вашего дорогостоящего (экономного) выезда за город (выхода в ресторан, сбора в офисе) перед Новым Годом?

— Планируете поздравить сотрудников с праздником, дать им возможность расслабиться?

— Хотите подвести итоги удачно завершенного года, наградить особо отличившихся?

— Думаете развлечься всем коллективом на кровно заработанные, пообщаться в неформальной обстановке?

Хммммм, тогда зачем вам бизнес-тренинг? Ведь «впридачу», «заодно», «раз собрались» он точно не сработает на какое-либо развитие. Пригласите лучше хорошего ведущего, или девушку-электропианино, или жонглеров на велосипедах, закажите катания с горки, бой снежками или строительство снежной крепости профильным структурам (event-специалистам). Это, кстати, позволит и достичь не то чтобы командообразующего эффекта, но уровень сплоченности точно повысит.

— Задумываетесь о том, чтобы подвести бизнес-результаты года, не расслабляя сотрудников раньше времени?

— Хотите организовать итоговое годовое совещание, которое простимулирует сотрудников к размышлению?

— Планируете на спаде сезона закрепить важные навыки, которые потребуются прямо-таки уже с первых чисел января?

Вот тогда вам есть о чем говорить с бизнес-тренером (консультантом, групповым коучем). Хотя и в этом случае специалист спросит у вас, готовы ли вы к риску смешения в сознании сотрудников обучения и праздника? Ведь организация в конце декабря тренинга и корпоратива два-в-одном может привести к следующим последствиям:

  • Сотрудники воспримут ваш выезд (выход, сбор) как исключительно развлекательный, и, соответственно, совсем не воспримут развивающую деловую часть. Это может отразиться и в неполном посещении тренинга, и в излишне легком восприятии участниками информации (конечно, хороший тренер с этим справится, но ему потребуется много усилий, которые он будет направлять на повышение серьезности участников вместо достижения поставленных целей тренинга).
  • Сотрудники воспримут ваш выезд (выход, сбор) как исключительно обучающий, серьезный, деловой, и просто-напросто обидятся на вас, что и в преддверии такого любимого праздника вы не даете им спокойно отдохнуть, а бесконечно заставляете что-то изучать, планировать, анализировать. Это тоже вряд ли поспособствует лояльному восприятию информации тренинга и ее дальнейшему применению.
  • Из-за двойственных целей у сотрудников вообще смешаются та и другая направленность, возникнет «каша в голове» (говоря умными словами, «когнитивный диссонанс»), они будут метаться, не зная, как одеться, что с собой взять, как себя вести (особенно, если обучение и праздник планируются в один день), и большинство из них это будет сильно нервировать (а вам оно надо?..).

Если же вы все-таки решили сочетать эти не очень сочетаемые мероприятия в одном флаконе, несколько простых шагов позволят вам снизить риск неконструктивных последствий:

  1. Заранее проговорите (а лучше, еще и напишите) сотрудникам, что мероприятие будет состоять из ДВУХ РАЗНЫХ частей, цели которых также совершенно разные. Это позволит им понять разницу одного и другого настроя и заранее подготовиться к разным стилям поведения.
  2. Обозначьте дресс-код для одной и другой части (вплоть до четкой инструкции). Это сработает и на визуальном уровне, и на уровне привычки: одеваясь в деловом стиле (пусть даже в привычном бизнес-casual) на первую часть, сотрудники настроятся на серьезную работу, затем, меняя одежду на праздничную перед второй частью, они подготовятся к отдыху.
  3. ОБЯЗАТЕЛЬНО оставьте солидный перерыв между двумя частями мероприятия. Если есть возможность разнести их в два дня, будет совсем хорошо, если все-таки решили уложиться в один (или в два, полтора из которых обучающие) – перерыв между окончанием обучения/совещания/стратегической сессии и началом корпоратива должен составлять НЕ МЕНЕЕ 2-3 часов (и на выездном мероприятии, и в городе)! Это время участникам потребуется, как минимум, на приведение себя в порядок (особенно это касается, безусловно, женской части коллектива), а кроме того – на выход из ролей продавцов, руководителей, участников тренинговой группы и расслабление перед неофициальной частью мероприятия.